Принявший орган: Администрация Воскресенского муниципального района
Документ: Скачать1. Характеристика сферы реализации программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Воскресенском муниципальном районе на 2015-2019 годы»
Сегодня малое и среднее предпринимательство не нуждается в доказательствах своей экономической, социальной и политической значимости, так как, безусловно, выполняет ряд важнейших функций, таких как:
в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
в экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, поддержание инновационной активности, повышению доходов бюджета и внебюджетных фондов;
в политическом аспекте - обеспечивать формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, т.е. смягчить социальное неравенство.
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Воскресенского муниципального района.
По итогам 2015 года согласно данным органов статистики Воскресенского муниципального района:
- среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в трехлетней динамике показывает уверенный рост и за 2015 год составила 21717,1 руб., что на 5,4 % выше показателя за 2014 год;
- субъекты малого бизнеса в отчетном году сформировали 23,31 % общеэкономического оборота;
- в разрезе малых и микропредприятий наблюдается наращивание объемов грузооборота на 19,2 %, значение данного показателя в 2015 году составило 19162,38 тыс. руб;
- среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) составляет 9 764 человек, что составляет 38,85 % процента от среднесписочной численности работников по полному кругу организаций;
По итогам 2015 года структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности согласно данным органов статистики Воскресенского муниципального района сложилась следующим образом:
37,4 процента составляет сфера торговли, общественного питания и услуг, которые являются наиболее массовыми по сравнению с другими видами экономической деятельности;
12,6 процентов – в сфере обрабатывающих производств;
17 процентов – предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью;
10,8 процентов – строительные предприятия;
5,7 процентов – предприятия транспорта и связи;
0,9 процента – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
15,6 процента – прочие предприятия.
В отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства Воскресенского муниципального района есть ряд сегментов, некоторые из которых имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере.
Поскольку малые и микропредприятия обеспечивают высокий процент занятости населения и оборота, на них будет направлена основная часть усилий и ресурсов мероприятий Программы.
С учетом приоритетных направлений развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации, приоритетными направлениями реализации мероприятий Программы Воскресенского муниципального района являются:
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, приобретающих оборудование в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг);
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части компенсации затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Воскресенском муниципальном районе, являются:
снижение доступности производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;
административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
неразвитость системы информационно - консультационной поддержки;
ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;
сложность доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства субъектов малого и среднего предпринимательства в сравнении с крупными предприятиями.
Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Воскресенском муниципальном районе на 2015-2019 годы» разработана в продолжение реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Воскресенского муниципального района на 2013-2016 годы».
В Воскресенском муниципальном районе для улучшения системы муниципального управления в вопросах содействия развитию предпринимательства были разработаны:
- положение о ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки;
- муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Воскресенского муниципального района на 2015-2019 годы»
- территориальное соглашение о социальном партнерстве между администрацией, профсоюзами и работодателями;
- перечень муниципального имущества согласно Федеральному закону № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Во исполнение требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в 2015 году объем муниципального заказа, осуществленного у субъектов малого и среднего предпринимательства, составил 18 760 млн. рублей.
На территории Воскресенского муниципального района Московской области действуют три инфраструктуры поддержки предпринимательства, такие как:
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Воскресенского муниципального района – главной целью является развитие и поддержка субъектов МСП в Воскресенском муниципальном районе.
Воскресенская торгово-промышленная палата - создана в 2006 году для содействия развитию экономики Воскресенского муниципального района, её интегрированию в экономику Московской области, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и её развития, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнёрами, организации взаимодействия между субъектами МСП и государственными органами.
В ходе реализации долгосрочной целевой программы на 2010-2012 годы на территории Воскресенского муниципального района были созданы:
производство по переработке отходов с использованием инновационных технологий (фирма ООО «ВладоПласт»);
единый информационный массив на сайте и в СМИ для развития торговых связей между предпринимателями.
По итогам реализации муниципальной Программы в 2015 году финансовую поддержку получили 6 субъектов малого и среднего предпринимательства, которые создали 10 рабочих мест.
Более 98 предпринимателей получили информационную, консультационную поддержку.
Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства Воскресенского муниципального района проведены следующие мероприятия:
- расширенное совещание с коммерческими финансовыми организациями района по реализации программ поддержки;
- деловой завтрак, обсуждалась тема «Механизмы увеличения продаж»;
- тренинг «Управление продажами»;
- тренинг «Структурограмма общения»;
- деловой завтрак, обсуждалась тема «Современный опыт автоматизации управления продажами и управленческой отчетности»;
- круглый стол на тему «Открытие общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимательства в Воскресенском районе Московской области»;
- семинар на тему «Права предпринимателей в рамках Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики Воскресенского муниципального района за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
Задачи Программы:
- увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий Воскресенского муниципального района;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде предоставления субсидий на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением их деятельности.
3. Обоснование финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять с использованием различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств бюджета Московской области подлежит уточнению в соответствии с Законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются в рамках мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, осуществляемых Министерством инвестиций и инноваций Московской области в соответствии с ежегодным приказом об организации проведения конкурсного отбора муниципальных образований Московской области, бюджетам которых предоставляются субсидии из бюджета Московской области на софинансирование мероприятий муниципальных программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Условия предоставления, критерии отбора и методика расчета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства
Отбор субъектов малого и среднего предпринимательства Воскресенского муниципального района для предоставления субсидий осуществляется администрацией Воскресенского муниципального района на основе ежегодно проводимого конкурса.
Условия предоставления, критерии отбора и методика расчета субсидий устанавливаются в Порядке предоставления за счет средств бюджета Воскресенского муниципального района, средств бюджета Московской области, передаваемых бюджету Воскресенского муниципального района Московской области, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям, на реализацию мероприятий Программы. Порядок утверждается постановлением администрации Воскресенского муниципального района Московской области.
Конкурсной комиссией на основании итогов конкурсного отбора определяется объем субсидии каждому субъекту малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Заключение договоров на предоставление субсидий осуществляется после утверждения протокола заседания Конкурсной комиссии.
5. Перечень мероприятий Программы
Основные мероприятия приведены в Приложении № 1 к Программе. Мероприятия сгруппированы в соответствии с задачами Программы. (Мероприятия определены в соответствии с мероприятиями государственной поддержки субъектов МСП, установленными подпрограммой III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья».)
6. Планируемые результаты реализации Программы
Состав показателей эффективности реализации Программы увязан с основными мероприятиями и позволяет оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2019 года. Эффективность реализации Программы характеризуется степенью достижения показателей и в значительной мере зависит от уровня финансирования мероприятий Программы.
Система показателей ожидаемых результатов реализации муниципальной Программы приведена в Приложении № 2.
7. Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной Программы
1. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства, процент к предыдущему году.
Рассчитывается как отношение количества малых и средних предприятий, занятых в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций, в текущем году к аналогичному показателю предыдущего года, выраженное в процентах.
Формы статистической отчетности представляют органы статистики Воскресенского района, статистический регистр хозяйствующих субъектов представляет инспекция федеральной налоговой службы по г. Воскресенску.
2. Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и производства.
Учитывается по факту создания объектов инфраструктуры.
3. Увеличение доли оборота малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в общем обороте по полному кругу предприятий.
Рассчитывается как разница между значениями показателя доли оборота малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в общем обороте по полному кругу предприятий каждый последующий год.
Доля оборота малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в общем обороте по полному кругу предприятий определяется отношением оборота малых и средних предприятий (включая микропредприятия) за отчетный период к общему обороту всех предприятий и организаций Воскресенского муниципального района, выраженное в процентах.
Формы статистической отчетности представляют органы статистики Воскресенского муниципального района.
4. Темп роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Рассчитывается как отношение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий в текущем году по отношению к предыдущему году, выраженное в процентах.
Формы статистической отчетности представляют органы статистики Воскресенского района, статистический регистр хозяйствующих субъектов представляет инспекция федеральной налоговой службы по г. Воскресенску.
5.Число созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими поддержку.
Рассчитывается по факту реализации мероприятий Программы. Учет ведется по каждому году реализации Программы. При расчете используются отчетные данные субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку.
6. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
Рассчитывается как отношение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий к среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
Для определения данного показателя используются формы статистической отчетности, представляемые органами статистики Воскресенского муниципального района.
7. Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий (включая микропредприятия).
Рассчитывается как отношение фонда заработной платы работников малых и средних предприятий (включая микропредприятия) к среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий (включая микропредприятия).
Для определения данного показателя используются формы статистической отчетности: ПМ, МП района.
8. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) в расчете на 1000 человек населения. Рассчитывается как отношение количества малых и средних предприятий (включая микропредприятия) к общей численности населения, проживающего на территории Воскресенского муниципального района в расчете на 1000 человек.
Формы статистической отчетности представляют органы статистики Воскресенского муниципального района.
9. Количество вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса.
Рассчитывается как разница количества предприятий малого и среднего бизнеса в текущем году и в предыдущем году.
Формы статистической отчетности представляют органы статистики Воскресенского района, статистический регистр хозяйствующих субъектов представляет инспекция федеральной налоговой службы по г. Воскресенску.
10. Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Показатель определяется процентным отношением количества средних, малых предприятий, микропредприятий за отчетный период и предшествующий год минус 100 %.
Формы статистической отчетности представляют органы статистики Воскресенского района, статистический регистр хозяйствующих субъектов представляет инспекция федеральной налоговой службы по г. Воскресенску.
11. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.
Показатель определяется по итогам ежегодного заседания конкурсной комиссии, протоколом которой утверждается количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым предоставлена субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Воскресенского муниципального района.
8. Контроль и отчетность при реализации муниципальной программы
Отдел промышленности, предпринимательства и инвестиций управления развития отраслей экономики и инвестиций администрации Воскресенского муниципального района Московской области осуществляет мониторинг реализации Программы и предоставляет в установленные сроки и по установленной форме отчетность о реализации муниципальной программы в соответствии с действующим Порядком разработки и реализации муниципальных программ Воскресенского муниципального района.